Дополнительное образование углубляет и дополняет те знания, умения и навыки, которые ребенок получает во время обучения в общеобразовательной школе. Оно дает возможность каждому учащемуся выбрать направление, которое отвечает его интересам и потребностям, благодаря чему ребенок постепенно приближается к профессиональному самоопределению.
На сегодняшний день дополнительное образование детей является одним из социальных институтов детства, который создан с целью образования, развития и воспитания подрастающего поколения. Его главное направление заключается в обеспечении оптимальных условий, необходимых для развития склонностей и интересов каждого ребенка, его нравственных и гражданских качеств, жизненного и профессионального самоопределения.
Какие особенности дополнительного образования детей
Современная система ДО дает возможность огромному количеству детей и подростков заниматься художественным и техническим творчеством, спортом, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, исследовательской работой. То есть тем, что отвечает их желаниям, интересам и потенциальными возможностям.
↯ Отчет о самообследовании: как составить в 2025 году >>
Основными задачами, способствующими достижению целей ДОД, являются:
- социальная адаптация детей от 6 до 18 лет;
- удовлетворение их потребности в реализации своих творческих способностей, занятиях физкультурой и спортом;
- организация досуга детей и подростков, в том числе тех, кто имеет физические ограничения;
- формирование общей культуры и прочее.
Одной их особенностей учреждений ДО выступает специфика вхождения каждого отдельного ребенка в данную организацию. Прежде всего стоит отметить, что посещение подобных учреждений осуществляется на добровольных началах, что само по себе исключает какое-либо принуждение.
Данный факт свидетельствует о том, что отсутствие дополнительного образования в жизни ребенка не может в дальнейшем препятствовать продолжению его образования или приобретению будущей профессии. Добровольность также находит свое выражение в осуществлении ребенком самостоятельного выбора того вида предметной деятельности, которая отвечает его природным задаткам, интересам и потребностям.
Скачайте новые шаблоны в Системе Культура |
||||||
![]() |
Приказ о назначении ответственного за антитеррористическую защищенность |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
|||||
Принцип добровольности, на котором основывается комплектование учреждения ДО, создает необходимость обеспечения мотивации участия детей и подростков в той или иной деятельности. Развитие мотивации предполагает создание таких условий жизнедеятельности, которые становятся одним из ориентиров, служащих для осознание важности и ценности таких занятий.
Добровольное вхождение в учреждение ДО обеспечивается за счет следующих факторов:
- возможностей свободного выбора объединения, которое более всего соответствует интересам и предпочтениям, а также способствует самореализации личности ребенка;
- возможностей перехода из одного объединения в другое или смены вида занятия в рамках одного объединения;
- применения индивидуальных сроков выполнения образовательных программ.
Данные факторы способствуют определению некоторых особенностей ДОД:
- дифференциации процесса воспитания и обучения;
- креативности деятельности учреждений ДО;
- диалогового характера взаимоотношений между преподавателем и учащимся;
- индивидуализации воспитательного процесса и так далее.
Вторая специфическая особенность заключается во взаимоотношениях ДОД и общеобразовательных учреждений. Если ребенок посещает школу искусств, спортивную секцию или класс фортепиано в музыкальной школе, то это значит, что данные детские объединения дополняют общее образование.
Школа с помощью различных средств обеспечивает ребенку основу. А учреждение ДО выступает в качестве дополнения к этой основе, способствующего увеличению пространства для развития творческой и познавательной активности.
Именно дополнительное образование позволяет учащемуся в полной мере реализовывать свои личностные качества и демонстрировать те способности, которые очень часто остаются невостребованными общим образованием.
Стоит заметить, что дополнительное образование не является базовым для последующей профессионализации. Его получение не всегда служит удовлетворению потребностей, связанных с планами в дальнейшей жизни. Очень часто интерес к нему проявляется на фоне других потребностей, например, потребности в обретении новых друзей, реализации хобби, приятном и полезном проведении свободного времени, самосовершенствовании и других.
Еще одной специфической особенностью является содействие в профессиональном самоопределении детей и подростков. Предоставление возможности самостоятельно выбрать сферу деятельности, перейти от одного вида занятий к другому способствует уточнению интересов ребенка, расширяет и углубляет его образование. Благодаря этому, он постепенно приближается к профессиональному самоопределению.
Отличительным качеством дополнительного образования детей является прикладная направленность обучения. В его программе большая часть занятий отводится освоению приемов и способов практической деятельности, а я это само по себе является хорошей платформой для профессионализации учащегося.
Помимо вышеозначенных особенностей, учреждения дополнительного образования имеют и другие специфические качества, отличающие его от общего образования:
- опосредованность социального воспитания;
- недостаточно определенный статус в государственной системе социального воспитания и образования;
- различное ведомственное подчинение и другие.
Какая наполняемость групп в учреждениях дополнительного образования детей
Основным нормативным документом, который регулирует предельную наполняемость групп в учреждениях дополнительного образования детей, являются Типовые учебные планы.
Скачайте из свежего номера журнала «Справочник руководителя учреждения культуры» |
||||||
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Как установить зарплату сотруднику, который работает по индивидуальному графику |
![]() |
||||
![]() |
Обязательно ли вести журнал регистрации входящей и исходящей корреспонденции |
![]() |
||||
Таблица предельной численности учащихся в группах:
Стоит заметить, что в тех учреждениях дополнительного образования, где количество учащихся менее ста человек или занятия проводятся на двух языках, наполняемость групп по всем предметам инструментальных и хоровых классов может составлять от пяти учащихся.